Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части наделения страховых организаций правом на получение сведений, составляющих врачебную тайну, а также расширения полномочий страховых агентов и страховых брокеров по заключению договоров страхования в виде электронных документов)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №1, ст.4; 1999, №47, ст.5622) следующие изменения:

1) в статье 61:

а) в наименовании статьи исключить слова «между страхователем и страховщиком»;

б) в пункте 2:

исключить слова «- физического лица»;

слова «этого физического лица» заменить словами «физического лица или уполномоченного представителя юридического лица»;

в) в пункте 4 исключить слова «- физическому лицу», «- физическое лицо»;

г) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров добровольного страхования в виде электронных документов в соответствии с настоящей статьей, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными пунктом 6 настоящей статьи.

Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров обязательного страхования в виде электронных документов, осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования и принятыми в соответствии с ними нормативными актами органа страхового надзора.»;

д) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Деятельность, связанная с заключением договора добровольного страхования в соответствии с настоящей статьей, может осуществляться страховым брокером, страховым агентом — юридическим лицом, который в соответствии с заключенным им договором об оказании услуг страхового брокера, страхового агента размещает на имеющемся у него официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об услугах, предоставляемых страховой организацией, осуществляет с использованием указанного сайта прием сообщений о намерении заключить договор страхования, получение страховой премии по соответствующим договорам страхования и иные, предусмотренные договором со страховой организацией действия.

Указанный в абзаце первом настоящего пункта договор между  страховщиком и страховым брокером, страховым агентом должен предусматривать условие об автоматизированном информационном взаимодействии между сайтом страхового брокера, страхового агента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и указанным в пункте 1 настоящей статьи сайтом страховщика при осуществлении деятельности по оказанию услуг, связанных с заключением договора страхования в виде электронного документа, посредством указанного в настоящем пункте сайта страхового брокера, страхового агента.»;    2) в статье 8:

а) абзац третий пункта 5 после слов «место нахождения» дополнить словами «и сведения о наличии у страхового агента представленного страховщиком права на осуществление от его имени деятельности, связанной с заключением договоров добровольного страхования в соответствии со статьей 61 настоящего Закона, включая адрес указанного в пункте 6 статьи 61 настоящего Закона сайта страхового агента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с использованием которого он вправе в соответствии с предоставленными страховщиком полномочиями осуществлять указанную деятельность.»;

б) абзац первый пункта 8 после слов «страховщике, в интересах которого осуществляется страхование,» дополнить словами «наличии у страхового брокера права на осуществление от имени указанного страховщика деятельности, связанной с заключением договоров добровольного страхования в соответствии со статьей 61 настоящего Закона, включая адрес указанного в пункте 6 статьи 61 настоящего Закона сайта страхового брокера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с использованием которого он оказывает услуги»;

в) пункт 11 после слов «номер удостоверения или договора),» дополнить словами «а также сведения о наличии у страхового агента, страхового брокера предоставленного страховщиком права на осуществление от его имени деятельности, связанной с заключением договоров добровольного страхования в соответствии со статьей 61 настоящего Закона, включая адрес указанного в пункте 6 статьи 61 настоящего Закона сайта страхового агента, страхового брокера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с использованием которого он вправе в соответствии с предоставленными страховщиком полномочиями осуществлять указанную деятельность,»;

3) статью 10 дополнить пунктом 81 следующего содержания:

«81. Для установления факта и (или) обстоятельств события, обладающего признаками страхового случая (принятия решения о страховой выплате), страховые организации вправе получать в медицинских организациях, сведения о застрахованном лице, жизни и (или) здоровью которого причинен вред, включая сведения, составляющие врачебную тайну и (или) отнесенные к специальной категории персональных данных при наличии письменного согласия указанного лица (законного представителя указанного лица), предоставленного страховой организации.

Письменное согласие застрахованного лица оформляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года   №152-ФЗ «О персональных данных». 

К указанным в настоящем пункте сведениям относятся:

1) подтверждение установления застрахованному лицу диагноза (заболевания), с указанием даты его установления, и (или) факта получения травмы, с указанием даты обращения в медицинскую организацию;

2) подтверждение установления застрахованному лицу инвалидности (I, II или III группы) или категории «ребенок-инвалид» с указанием даты проведения медико-социальной экспертизы.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяносто дней со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации                                                                                                    В. Путин

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Законопроект) разработан в целях расширения сферы применения электронного документооборота и установление единого порядка электронного страхования для физических и юридических лиц; привлечения к реализации услуг страховых посредников (агентов и брокеров); устранения неопределенности в части  обязанности медицинских учреждений предоставлять информацию о специальной категории персональных данных пациентов при наличии соответствующего разрешения субъекта персональных данных либо его законного представителя/наследника).

Расширение сферы применения различных форм электронного взаимодействия между страховыми организациями и страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями) позволит масштабировать эффект по различным направлениям такого взаимодействия.

По данным Всероссийского Союза Страховщиков в 50 процентах случаев обращений страховых организаций в медицинские организации с запросами о предоставлении персональных данных пациентов, (включая специальные категории персональных данных — сведения о состоянии здоровья, диагноз и др.), являющихся застрахованными лицами, медицинские организации отказывают в их предоставлении, мотивируя свой отказ отсутствием в действующем законодательстве порядка предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями страховым организациям специальных категорий персональных данных о застрахованных лицах, включая сведения, составляющие врачебную тайну.

Невозможность оперативного установления факта наступления страхового случая, как правило, приводит к существенному увеличению сроков принятия решений по заявленным событиям, что негативно влияет на отношение потребителей страховых услуг к институту страхования, ограничивает возможности застрахованных лиц и/или выгодоприобретателей, включая наследников умерших застрахованных лиц, в оперативном получении страховых выплат, значительно увеличивает расходы страховых организаций на ведение дела, что в конечном итоге приводит к удорожанию стоимости страховых услуг для потребителей.

Законопроектом предлагается дополнить  статью 10 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон) положением о праве  страховых организаций получать  специальные категории персональных данных при наличии письменного согласия на передачу таких данных. Это  позволит страховым организациям получать необходимую информацию для принятия решения об осуществлении страховой выплаты. 

Законопроектом предлагается установить возможность заключения и сопровождения договоров страхования страховыми агентами-юридическими лицами и страховыми брокерами в виде электронных документов.

В настоящее время заключение, изменение, расторжение и прекращение действия договоров страхования в виде электронных документов возможно только через официальный сайт страховой организации. Возможность совершения указанных действий с привлечением (через официальные сайты) страховых агентов-юридических лиц и страховых брокеров позволит потребителю получить услугу наилучшего соотношения цена-качество, оперативно взаимодействовать со страховыми организациями в процессе пост-продажного обслуживания, максимально ускорить процесс урегулирования страховых случаев.

При этом права потребителей страховых услуг защищены нормами о полной  ответственности страховой организации за деятельность страховых посредников, действующих от ее имени во взаимоотношениях с потребителями.

Кроме того, в отношении страховых агентов предусматривается установление  ограничения на предоставление услуг, связанных с заключением  договоров страхования в виде электронных документов, только страховыми агентами – юридическими лицами, что также ограничит возможности злоупотребления в данной сфере.

Одновременно законопроектом вносятся изменения в статью 6.1. Закона в части установления единообразного порядка  заключения договора добровольного страхования в виде электронного документа как для физических, так и для юридических лиц, в том числе в части возможности использования страхователями – юридическими лицами простой электронной подписи, поскольку страхование для юридических лиц (в первую очередь, субъектов малого и среднего бизнеса), также должно быть доступным и удобным.

Страхование имущественных интересов физического лица -индивидуального предпринимателя, вступающего в правоотношения со страховщиком, существенно не отличается от страхования физического лица, не обладающего таким статусом.

При этом в силу положений статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора страхования в виде бумажного документа между страховщиком и страхователем осуществляется на единых принципах, независимо от правового статуса последнего. Так, одним из способов заключения договора страхования в форме бумажного документа является получение страхователем  страхового полиса, подписанного только страховой организацией, то есть без использования подписи страхователя. При принятии страхователем такого полиса с последующей уплатой страховой премии договор страхования будет считаться заключенным. Аналогичная конструкция заложена в основу заключения договора страхования посредством электронного документооборота с физическим лицом. В то же время для юридических лиц (в первую очередь, субъектов малого и среднего бизнеса) такая возможность законодательно не предусмотрена.

Законопроектом устанавливается единый правовой режим для заключения договора страхования в виде электронного документа между страховщиком и страхователем как физическим, так и юридическим лицом.

Внесение предложенных изменений позволит сделать страхование более доступной услугой для самого широкого круга страхователей, а взаимодействие потребителей и страховых организаций максимально оперативным и существенно менее затратным.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Комментарии запрещены.

Биография

Хасанов Мурат Русланович

родился 10 декабря 1970 года в ауле Егерухай, Кошехабль­ского района, Краснодар­ского края.
С 1984 года начал заниматься борьбой дзюдо - самбо, за карьеру спортсмена принял участие во множестве соревнований всероссийского и международного уровня, и стал победителем 19 чемпионатов России, 7 чемпионатов Европы, 11 чемпионатов мира и 8 кубков мира по самбо, а также является бронзовым призером Чемпионата СССР, бронзовым призером кубка мира, чемпионом России по дзюдо. Подробнее